Заключительная публикация о нашем путешествии на остров Маврикий, в предыдущих я писал о наших приключениях на северо-восточном One&Only и о юго-западном в JW Marriott побережьях.
24 июля утром мы позавтракали и, поскольку истекала наша бронь в JW Marriott Mauritius Resort 5*, решили ее не продлевать и вернуться в One&Only Le Saint Geran, насладиться в оставшиеся на острове дни лучшей кухней и сервисом, тем более, по стоимости оба отеля были практически одинаковыми.
К сожалению, нам пришлось оставить собаку, с которой познакомились на пляже JW Marriott Mauritius Resort 5* и которая регулярно приходила к нам на виллу, чтобы ей почесали шерстку. Мы настолько к ней привыкли за неделю, что стали называть её “нашей” собакой.
One&Only
Уже после обеда Полина радовалась устрицам и свежим фруктам в Le Badamier, а вечером я снова наслаждался нежным сливочным тушеным брокколи в ресторане La Terrasse.
А я вечером наслаждался тушеным брокколи в ресторане La Terrasse.
25 июля у меня выпало много работы, кроме того, много времени ушло на подготовку дня рождения Полины, в чем активно помогала Карина. К тому времени когда я смог выбраться из номера, на улице дело близилось к закату. В этот день он оказался особенно ярким на цвета и подходящим для открыток.
Из интересного отмечу, что, когда мы ужинали в La Terrasse, на деревянную веранду зашли утки, обычно плавающие рядом в водоемах, и начали уверенно расхаживать между столиками.
Пойдя на прогулку уже после ужина я обратил внимание на удивительно яркие звезды, никогда раньше я не разглядывал ночное небо в южном полушарии, да еще такое! Впервые я увидел здесь во всей красоте Млечный Путь который не виден из-за смога в городах.
Из-за особенностей климата, который круглогодично теплый и влажный, Маврикий изобилует яркой зеленой растительностью и всякого рода живностью, которую можно встретить не только в заповедниках, но и на территории отеля.
26 июля мы праздновали день рождения Полины, но, поскольку выбранный нами заранее при помощи Карины особенный ресторан на Маврикии в этот день был недоступен, то мы провели этот день в отеле. Мы съездили на снорклинг, но в этот раз я попросил капитана лодки довезти нас до островков, окаймляющих находящийся вокруг отеля залив, до белого индуистского храма Морского Шивы и т.д.
Было достаточно прохладно, и мы не решились высадиться на мелких вулканических островках неподалёку от пляжа отеля и вернулись на причал. Тем не менее, прогулка была интересной с точки зрения того, чтобы осмотреть залив возле отеля. Вернувшись, Полину ждал букет и платье, которое она подготовила для празднования.
Даже для такого памятного события, как день рождения, La Terrasse с его кухней, напитками и живой музыкой оказался весьма удачным местом. Хотя, настоящее празднование, нам только предстояло.
27 июля мы с утра пошли на пляж, где к нам подошел местный торговец по имени Саймон. Он выглядел как настоящий купец – был весьма модно одет, в золотых очках и кучей аксессуаров. Мы просто не смогли устоять под его напором и обаянием, так что после долгих торгов приобрели длинное ожерелье из речного жемчуга в стиле бохо, таком как бы небрежно-состаренном. Торг начался примерно с 800 USD, но в итоге Саймон уступил нам его за 200 USD. Кстати, Саймон как современный купец даже носит с собой мобильный платежный терминал.
После обеда, мы решили воспользоваться свободным временем и отправились к магазинчикам расположенным у дороги, ведущей от отеля One&Only и соседних в сторону близлежащего городка Пост-де-Флак. Там же был и магазин, где на первом этаже продавалась какая-то простенькая одежда китайского пошива, а на втором – дорогие персидские ковры, в которых я после жизни в Дубае неплохо разбираюсь (приходилось как-то выбирать ковер такого класса в подарок) и стоят они очень дорого. Как пожаловался нам владевший магазином иранец: “Вообще-то у меня магазин ковров, но, поскольку с наступления пандемии из-за оттока русских туристов я так ни одного и не продал, приходится заниматься еще и дешевой одеждой”. В итоге на следующий день мы выторговали за 2500 USD персидский ковер ручной работы из натурального шелка, за который он изначально хотел 5000 USD, а в Дубае он мог стоить и все 10000 USD, так как со слов продавца на его изготовление ушло 9 месяцев ручной работы. И торговец, и я были рады этой сделке – у меня появился первый шелковый ковер, а для него это стало первой продажей ковра за несколько лет.
Cafe des Arts
День рождения Полины мы отмечали в Cafe des Arts, находящемся в городе Тру-д’Ос (Trou d’Eau Douce) на восточном побережье Маврикия, примерно в 12 км на юг по дороге вдоль берега моря через городки Катр Коко (Quatre Cocos) и Пальмар (Palmar). Сам ресторан находится немного в отдалении от города, в здании бывшего сахарного завода, построенного в 1840 году и закрытого в 1956 году, и лишь в 2004 году его переоборудовал в ресторан Жослен Гонсалес (Jocelyn Gonsalez), ранее работавший управляющим в ресторанном и гостиничном бизнесе на Сейшельских островах.
Подъезжаешь, там огороженная территория, деревья и красивые кованые ворота, а за ними небольшое здание, причем часть его без крыши, как бы просто голые стены в стиле лофт, между которыми находится чистый голубой бассейн.
Жослен, пожилой изящно одетый француз, лично встретил нас (в этот день мы оказались в кафе одни) и всё время нашего пребывания ухаживал за нами.
Помещение кафе – это бывший ангар. Но на ангар для сахарного тросника оно уже совсем не похоже, скорее на галерею (что оправдывает название “Кафе искусств”) или даже изысканный ночной клуб. Оказывается, все эти картины принадлежат кисти французской художницы Иветт Манилье (Yvette Maniglier), которая была одной из последних учениц знаменитого французского художника Анри Матисса, позже также училась у Пабло Пикассо и Амедео Модильяни. Гонсалес познакомился с ней в 1998 году в летевшем из Лос-Анджелеса самолете, начал покупать ее картины и даже основал для поддержки ее работы Фонд Манилье. В 2004 году художница переехала на Маврикий, где работала на бывшем заводе три года и умерла в 2007-м. Жослен с грустью вспоминает о ней называя её мамой, ведь художница усыновила его. Вся коллекция из десятков и десятков ее картин хранится именно в этом ресторане.
При этом, Cafe des Arts славится своим мишленовским поваром. Меню небольшое, но все блюда выполнены на самом высоком уровне от аперитива до дижестива, рыба, салаты и лобстер, отдельно можно отметить огромный фирменный десерт для именинницы, который поджигает официант.
Ближе к окончанию вечера Жослен на трубе исполнил Happy Birthday, и, что особенно трогательно, ему начали подвывать обитающие на территории Cafe des Arts собаки.
28 июля насладившись завтраком и нагулявшись по территории отеля, мы покинули остров с множеством ощущений и покупок, но главное – ощущением счастья.
По пути в аэропорт за окном виднелись зеленые холмы с травой, напоминающие знаменитую заставку “Безмятежность” на старой Windows XP.
Благодаря сервису организованному отелем, мы прошли в ускоренном порядке регистрацию на рейс Emirates.
И спустя час уже оказались на борту лайнера на всех парах несущего нас домой.
В качестве послесловия, хотелось бы поделиться своими наблюдениями о проблемах острова, о жизни на нём и выразить слова благодарности Карине, без которой мы бы не открыли для себя столько прекрасных мест.
Собаки на острове
Бездомных собак на острове огромное множество. В 2013 году международная организация Humane Society Incorporated (HSI) совместно с Министерством агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности Республики Маврикий и государственным Маврикийским обществом защиты животных (Mauritius Society for Animal Welfare, MSAW) провела масштабное исследование, установив, что на острове живет около 200 тыс собак, из которых примерно 55 – 60 тысяч бездомных. Местные к ним относятся доброжелательно и не обижают, тёплый климат и комфортные условия способствуют их размножению. С другой стороны, собака это домашнее животное, и большие дикие стаи без достаточного пропитания могут стать проблемой.
Об этой проблеме широко известно, и власти долгое время решали ее путем вылова и убийства бродячих собак, причем число жертв доходило до 2 тыс в месяц. В октябре 2016 года международные организации “Международное спасение животных” (International Animal Rescue, IAR) и “Люди за этичное отношение к животным” (People for the Ethical Treatment of Animals, PETA) выступили с петицией, поводом для которой послужили полученные зоозащитниками кадры жестокого убийства 20 животных в приюте в столице острова Порт-Луи (Port Louis), осуществляемого сотрудником MSAW.
Петиция “Положите конец жестоким методам убийства собак на Маврикии” (End the Cruel Dog Killing Methods In Mauritius) к премьер-министру и министру туризма Республики Маврикий собрала Change.org около 230 тыс голосов.
В феврале 2018 года HSI подписала меморандум с Министерством агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности Республики Маврикий о приостановлении убийства бездомных собак и запуске пилотной программы по стерилизации 10 тыс собак. Местом для реализации пилотной программы был выбран тот самый округ Пост-де-Флак (Poste de Flacq), где мы жили в отеле One&Only Le Saint Geran. В рамках этой программы в прибрежной деревушке Бель-Мар (Belle Mar), которую мы проезжали по пути из отеля в Cafe des Arts, в июне 2018 года была открыта клиника, управляемая совместно HSI и Министерством агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности Республики Маврикий и финансируемая IAR и частным шотландским благотворительным фондом The Marchig Animal Welfare Trust.
Как заявил тогда старший содиректор HSI по домашним животным Рахул Сегал: “Жители Маврикия любят своих собак, но у многих просто нет доступа к местной ветеринарной помощи, чтобы предотвратить бесконечное рождение щенков, а ответственное владение собаками никогда не преподавалось в общинах. Поэтому мы очень рады открыть нашу бесплатную клинику стерилизации и кастрации здесь, на Маврикии, в частности в Бель-Маре, в округе Флак, а также нашу мобильную клинику, которая будет ездить в более отдаленные районы или оказывать наши услуги тем, у кого нет транспорта. Мы уже лечим сотни великолепных собак, которые в противном случае могли бы легко умереть мучительной смертью во время отстрела. Ужасная жестокость отстрела собак полностью противоречит имиджу Маврикия как райского острова, но также она просто не работает как способ контроля численности собак в долгосрочной перспективе. Мы надеемся, что наша программа может стать началом конца отстрела собак на этом прекрасном острове”.
Согласно официальному отчету HSI, за время реализации пилотной программы с июня 2018-го по декабрь 2019-го была стерилизована 5341 собака. В целом, как признается в отчете HSI, на популяцию бездомных собак пилотная программа не сильно повлияла, хотя и снизила их количество в районе пляжей.
Работая с животными в рамках моей благотворительной инициативы я знаю, какая это непростая задача. Дело в том, что одних мероприятий по стерилизации недостаточно, необходимо еще работать с местным населением в направлении образования и информирования о необходимости кастрации домашних собак. К слову, и HSI понимала важность этого фактора, за полтора года проведя беседы с 9512 жителями округа Пост-де-Флак.
В 2020 году HSI и ее спонсоры, среди которых компания Mars, переориентировались на помощь животным пострадавшим от COVID-2019, и с тех пор информации о деятельности на Маврикии на сайте HSI нет. Но какую-то работу по стерилизации зоозащитники на острове по-прежнему ведут. Напомню про описанную мною “нашу” собаку, вольготно живущая на территории JW Marriott Mauritius Resort 5*.
Нам удалось отыскать несколько волонтерских организаций, чтобы они кастрировали милое рыжее создание, выходили и вернули к отелю. Но даже это не удалось сделать в силу чрезмерной их загруженности. В разных организациях до которых нам удалось достучаться, нам отвечали: “Мы сейчас ведем плановые работы по кастрации и обязательно в будущем доберемся до вашей собаки, когда займемся этим районом.”
Отдельная благодарность Карине
С Кариной мы позакомились также как и вы сейчас: нам её порекомендовали друзья, отдыхавшие на острове год назад. По нашему опыту путешествий, мы почти всегда сами могли во всем разобраться и нам не требовалась какая-то особенная помощь.
Но в этот раз всё оказалось иначе, именно благодаря Карине, состоялось большинство самых ярких моментов этой поездки – фантастический хайкинг, знакомство с Даном и невероятный обед на островке Бенитье, Cafe des Arts и обаятельный Жослен, мы бы сами точно не смогли бы уговорить Casela на эксклюзивный завтрак с жирафами в день, когда природный парк полон туристов, о нырянии с кашалотами и думать не пришлось бы, ведь именно Карина предупредила нас о надвигающейся непогоде и последней возможности.
То, что она сделала для нас, и, возможно, сделает для вас не является её бизнесом – она увлечена в своём собственном агентстве, связанным с организацией корпоративных мероприятий и презентаций по всему миру. Мы ей обязаны за её доброту и отзывчивость, которую она проявила к нам, найдя время и оказав нам помощь. Ту символическую сумму которую она взяла с нас за то, что отвела нас в горы не покрывает и части того, что она для нас сделала. Будьте вежливы и цените это.
Кто ты на острове?
Продолжая размышления, которые я завел, заканчивая серию публикаций о Маврикии,
я мысленно представлял, кем бы я был, решившись на то, чтобы остаться. Какую роль и специализацию я бы выбрал? Ведь вариантов не так много:
- можно было бы стать владельцем прибрежного бара, уж точно не ресторана, ведь у меня ноль шансов против великолепного сервиса Жослена,
- стать владельцем красивых лодок, арендуемых для фуршета и вечеринок, с возможностью снорклинга и прогулок на ближние острова, эта ниша кажется мне свободной, хотя душой я чувствую что не расположен к этому бизнесу
- в то же время, никто не мешает стать партнером Саймона, только вместо украшений, предлагать туристам на пляже свои прекрасные лодки или отвязные вечеринки в моём баре с лучшим ромом на острове и афтер-пати у Жослена
- наверное, еще можно здесь просто открыть офис, просто перевезя часть команды моих технологических бизнесов, продолжая свои повседневные бизнес активности, просто коротая свои дни в райском уголке планеты. Я был бы не первым, ведь я слышал от Карины о том, что уже несколько компаний из России осуществили релокацию своих офисов сюда
Думая о каждой из ролей, я в красках представлял как бы я выглядел, если бы был, например, владельцем бара – по-британски одетым в шорты с аккуратно подобранным ремнем, идеально сидящую рубашку и золотые солнечные очки, в любом случае у меня был бы Jeep Wrangler подобно тому, которым я с радостью пользуюсь живя в Дубае. Бродя по пляжу, я вряд ли бы составил конкуренцию Саймону в экстравагантности, но то же постарался бы выглядеть более ярко, не брезгуя пестрыми деталями гардероба и позволяя вольности в аксессуарах. В любом случае у меня всегда есть время вернуться к этому по настоящему.