Антон Долин. Большой разговор о кино

«Фильм — это трамплин, прыжок совершает зритель»
Австрийский режиссёр Михаэль Ханеке

Приятная короткая лекция о том, что кинематограф как и любое искусство всегда является актуальным. Всегда отражает происходящие вокруг события, а где-то и предвосхищает. Сейчас мы переживаем смену эпох и лекция именно об этом.

Оставлю заметки в свободном формате, где-то укажу упомянутые фильмы.

Pamyo Проклятие «Зов могилы» (2024)

Обратите внимание о том, что Игра престолов (сериал 2011 – 2019) закончилась в 2019м, точно также как и киновселенная Марвел, немногие знают, что фильмы Марвел продолжают выходить, хотя для многих последний это Мстители: Финал (2019) Avengers: Endgame. И вместе с этим закончилась эпоха в жизни человечества, после которой началась новая, стартовавшая с COVID-2019, затем сменилась большой войной в Европе. После этого выходят фильмы Дюна (2021) Dune (первая и особенно вторая части) и Оппенгеймер (2023) Oppenheimer, фильмы без хэппи эндов, фильмы, заканчивающиеся нанесением ядерного удара. И мы не знаем как будет развиваться наша история, и какие фильмы будут потом.

Один из последних фильмов на стыке эпох Паразиты (2019) Gisaengchung в которых люди из под земли не могли достучаться до людей наверху, которые якобы добрые, но на самом деле просто не хотят слышать людей из подвала. Тут же Антон заметил что есть бедные и богатые районы в Дубае между которыми нед пешеходных дорог.

Хорхе Борхес выделял четыре базовых сюжета мировой литературы:

  1. Осада города. Город атакуют враги, а горожане защищают его, осознавая, что в битве им не выжить. Главный герой знает, что умрёт, так и не увидев победы.
  2. Возвращение домой или путешествие заблудшей души. Главный герой преодолевает множество препятствий, чтобы вернуться к истокам.
  3. Поиск. В литературе поиск принимает разные формы: одни герои ищут себя, другие — пленительные сокровища.
  4. Жертвоприношение богоподобного существа. Главный персонаж стремится стать чем-то большим, чем он есть, познать смысл жизни, спасти мир, и готов пожертвовать собой ради всеобщего блага.

Эти идеи Борхес изложил в эссе «Четыре цикла» в сборнике «Золото тигров» (1972).

Антон Долин считает, что точно также как боевики закончились с терактом 11 сентября 2001го в Нью-Йорке, даже вторая часть Правдивой Лжи со Шварценеггером не была отправлена в производство, также в 2020м закончилась и эпоха супергероев став неактуальной, на смену ей пришла тема суперзлодеев Джокер (2019) Joker. Даже избрание Трампа выглядит как чем-то очевидным на фоне набравших популярность фильмов последних лет.

Следущие годы мы увидим много сюжетов по Борхесу “возвращение домой”. Нолан снимет Одиссею, которую давно хотел. Даже несмотря на то, что уже есть Возвращение Одиссея (2024) The Return.

Барби (2023) Barbie самый кассовый фильм позапрошлого года, фильм, собравший зрительские симпатии. Фильм, снятый женщиной для женщин. При этом на Оскаре победил байопик Оппенгеймер (2023) Oppenheimer про бомбу. По мнению Антона новым и актуальным в кинематографе могут стать фильмы женщин.

Про Россию XX века нет ни одного честного фильма – про революцию, про гражданскую войну, про Гулаг, про репрессии. Просто еще не пришло время, мы еще не можем отказаться от цензуры, от того, чтобы богатые сюжеты и материал превратить в кино, рассказав обо всём что было честно. Из честного у нас есть только книга Война и Мир Толстого, которую считают честной и русские и французы. Время для этого еще обязательно придет.

Антон, также еще упомянул несколько заслуживающих внимания фильмов.

  • Всё везде и сразу (2021) Everything Everywhere All at Once
  • Конклав (2024) Conclave
  • Субстанция (2024) The Substance
  • Микки 17 (2025) Mickey 17

«Понимание переоценено» Дэвид Линч.