Биология религиозности

Увлекательнейшая лекция из Стенфорда. На столько любопытная и интересная, что не смог удовлетвориться лишь одним просмотром. В YouTube видео можно найти под названием Роберт Сапольски — Биология религиозности [Vert Dider].

Лекция «Биологические компоненты религиозности» относится к курсу «Биология поведения человека». Роберт Сапольски затрагивает резонансную тему возможных биологических предпосылок религиозности людей. Он рассказывает о том, как некоторые психические заболевания, разрушающие людям повседневную жизнь, могут стать преимуществом в религиозном контексте. Профессор подчёркивает, что не считает религиозную веру патологией и демонстрирует её пользу на ряде примеров.

Краткий пересказ YandexGPT

Введение
• Лекция о биологии поведения человека, обсуждение темы религиозности и эволюционных аспектов.

Эволюционные аспекты и скрытые преимущества
• Обсуждение генетических компонентов шизофрении и их адаптивной ценности.
• Упоминание о скрытых преимуществах, которые могут быть у генов шизофрении.

Примеры генетических черт с положительными и отрицательными последствиями
• Примеры генетических черт, которые могут приводить к проблемам в одних условиях и помогать в других.
• Примеры болезней, таких как серповидноклеточная анемия, болезнь Тея-Сакса и муковисцидоз, которые иллюстрируют идею о том, что не бывает плохих генов, а есть плохие сочетания генов и среды.

Шизотипическое расстройство
• В 1970-х годах психиатр Сеймур Кетте из Гарварда изучал случаи усыновления детей в Дании и обнаружил, что среди биологических родственников больных шизофренией встречаются люди с особыми чертами личности (шизоиды и промежуточные черты шизофрении).
• Шизотипическое расстройство - это более мягкая генетическая вариация шизофрении, которая проявляется в ускоренном мышлении, социальной изоляции, метамагическом мышлении и вере в странные вещи.

Традиционные общества и шаманы
• В традиционных обществах, таких как племена масаи, шаманы считаются полусумасшедшими и занимаются метамагическими занятиями.
• Шаманы не считаются шизофрениками, так как их действия встроены в социальный контекст и не мешают репродукции.
• В каждой культуре есть небольшое количество метамагов, которые не прогоняются и считаются уважаемыми членами общества.

Шизотипическое расстройство и религия
• В видео обсуждается, что все люди, включая западных, имеют склонность к шизотипическому расстройству, которое проявляется в разных формах и контекстах.
• Упоминается, что западные антропологи называют шаманов "полусумасшедшими" и "иррациональными", но это не так.

Важность контекста и ритуалов
• В видео подчеркивается, что важно правильно подгадать контекст и момент для проявления шизотипического расстройства, чтобы оно не воспринималось как психическое заболевание.
• Упоминается, что религия часто выступает мотиватором к хорошей работе и предоставляет контекст для ежедневных ритуалов.

Обсессивно-компульсивное расстройство
• Люди с ОКР тратят по полдня на ритуалы, такие как мытье рук, проверка дверей и другие навязчивые действия.
• В тяжелых случаях, люди не могут выйти из дома, так как ритуалы и навязчивые мысли мешают им.

Религия и ритуалы
• В истории религии, люди часто следовали за теми, кто лучше проводил ритуалы, а не за теми, кто лучше мотивировал или был одаренным психотерапевтом.
• Примеры: ортодоксальный индуизм, ортодоксальный иудаизм, где ритуалы занимают большую часть жизни.

Религиозные ритуалы и ОКР
• Обсуждение преимуществ легкой версии ОКР в контексте религии.
• Примеры из индуизма, иудаизма, ислама и христианства, где ритуалы и числа имеют особое значение.

Переход к шизотипическому расстройству
• Переход от ОКР к шизотипическому расстройству, где ритуалы становятся важнее их содержания.
• Обсуждение важности контекста и того, как ОКР может быть полезным в определенных условиях например в служении или даже обучении.

Групповые аспекты религиозности и веры
• Обсуждение того, почему людям нравится чувство общности и принадлежности.
• Обсуждение того, как групповые аспекты религиозности и веры могут усиливаться в определенных условиях.

Ритуалы и обсессивно-компульсивное расстройство
• В средние века существовали артисты, которые голодали на публике, чтобы привлечь внимание.
• В индуизме есть мантра "Гаятри", которую нужно произнести 2,4 миллиона раз для хорошей загробной жизни.
• В иудаизме есть правила кошерного приготовления пищи, которые стали профессией.
• В романе "Ксеноцид" описывается общество, где люди с обсессивно-компульсивным расстройством стали священниками и проводили ритуалы, что парализовало планету, так как общество погрязло в ритуалах.

Мартин Лютер и протестантизм
• Мартин Лютер, основатель протестантизма, страдал обсессивно-компульсивным расстройством и использовал его для создания ритуалов.
• В иудаизме и индуизме есть ритуалы, связанные с очищением тела, приготовлением пищи, входом и выходом из священных мест, а также с нумерологией.
• Люди с обсессивно-компульсивным расстройством могут быть причастны к появлению многих религиозных ритуалов.

Религия и депрессия
• Религиозность защищает от глубокой депрессии, продлевает жизнь и снижает риск алкоголизма.
• Религия может быть полезна для здоровья, но неясно, как именно.

Суеверное мышление и гиппокамп
• Суеверное мышление может быть связано с повреждением гиппокампа, что приводит к проблемам с причинно-следственными связями.
• Височная эпилепсия может влиять на систему верований, вызывая интерес к религии и философии.

Височная личность и религия
• Височная личность может проявляться в интересе к религии и философии, но не обязательно в вере.
• Роман Марка Зальцмана "Монахиня" описывает монахиню, которая переживает кризис и становится местной звездой в монастыре из-за своих религиозных видений.

Биология и вера
• В видео обсуждается вопрос о том, что делать, если в истории был случай, когда человек пришел к своим выводам из-за скачка уровня нейромедиаторов или из-за генов.
• Автор подчеркивает, что этот вопрос интересен с двух сторон: почему кто-то перестает верить и почему кто-то начинает изучать биологию.
• Он также отмечает, что тема не так изучена из-за меньшего количества подобных случаев, но они столь же интересны.
• Автор утверждает, что если даже один человек пришел к своим заключениям из-за череды нейрофизиологических аномалий, а не сложным путем, которым шли мы, становясь теми, кто мы есть, это подводит нас к теме лекции в среду, где мы разберем те же вопросы, но уже в рамках менее радикальных различий.
• В среду мы поговорим о том, как биология влияет на нашу личность и как она делает нас теми, кто мы есть.

После просмотра невольно находишь у себя признаки шизоидного и обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и даже признаки височной личности. Полагают, что ОКР это результат скрытой повышенной тревожности, поэтому человек пытается систематизировать, внести ясность, сделать мир предсказуемым чтобы получить чувство контроля над миром и снизить тревогу.

Лекция объясняет очень многое не только произошедшее давно и ставшее историей, но и о личности и поступках тех, с кем я сталкиваюсь в своей жизни.